Международный съезд учителей и преподавателей русской словесности. 2021 год

                                                                                                                  

                                 

 

Записи основных мероприятий съезда

 

Пленарное заседание 

 

Итоги конкурсов

к 200-летию

Ф.М. Достоевского и Н.А. Некрасова

 

 

РЕШЕНИЯ

Международного съезда учителей и преподавателей русской словесности

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова,

11-13 ноября 2021 года, Москва, Россия

 

11 – 13 ноября в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова в рамках III Съезда Общества русской словесности состоялся Международный съезд учителей и преподавателей русской словесности, посвященный юбилеям Ф.М. Достоевского и Н.А. Некрасова. Он объединил 2495 делегатов из 59 стран и 75 субъектов Российской Федерации – учителей и преподавателей русского языка и литературы, педагогов дополнительного образования, методистов, представителей органов управления образованием и руководителей образовательных учреждений, сотрудников музеев, библиотек и издательств, деятелей культуры, представителей общественных организаций, родительского сообщества и студентов.

Соорганизаторами съезда выступили 35 российских и зарубежных научных, образовательных и общественных организаций: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова; Башкирский государственный университет; Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко; Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина; Дагестанский государственный университет; Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН; Казанский (Приволжский) федеральный университет; Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева; Литературный институт имени А.М. Горького; Московский педагогический государственный университет; НИУ «Высшая школа экономики»; Пекинский педагогический университет; Психологический институт Российской академии образования; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена; Санкт-Петербургский государственный университет; Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского; Северо-Кавказский федеральный университет; Сибирский федеральный университет; Смоленский государственный университет; Совместный российско-китайский университет МГУ-ППИ в г. Шэньчжэне; Тверской государственный университет; Чеченский государственный педагогический университет; Южный федеральный университет; Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского; Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля; Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха»; Омский государственный литературный музей имени Ф.М. Достоевского; Орловский объединенный государственный литературный музей И.С. Тургенева; Государственный Лермонтовский музей-заповедник «Тарханы»; Ассоциация русистов Словакии; Ассоциация союзов писателей и издателей России; Ассоциация учителей литературы и русского языка (АССУЛ); Международная ассоциация преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ); Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования по УГНС 45.00.00 Языкознание и литературоведение; Федеральное учебно-методическое объединение в системе высшего образования по УГНС 44.00.00 Образование и педагогические науки.

Мероприятия съезда были проведены в смешанном (очном и дистанционном) форматах на 20 площадках в регионах России и за рубежом.

На пленарном заседании съезда, состоявшемся 11 ноября 2021 года в Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова, в Актовом зале Ломоносовского корпуса, прозвучали программные выступления Председателя Общества русской словесности Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Председателя Организационного комитета съезда, Заместителя председателя Общества русской словесности, ректора Московского университета академика Виктора Антоновича Садовничего.

С приветствиями к участникам съезда обратились Министр науки и высшего образования Российской Федерации Валерий Николаевич Фальков, Президент Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, председатель Совета при Президенте Российской Федерации по русскому языку Владимир Ильич Толстой, заместитель Министра просвещения Российской Федерации Анастасия Владимировна Зырянова, Председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Лилия Салаватовна Гумерова, Президент Российской академии образования Ольга Юрьевна Васильева.

Съезд стал представительной дискуссионной площадкой для профессионального обсуждения состояния и перспектив развития филологического образования, развития международного сотрудничества в сфере подготовки современных педагогических кадров, формирования широкого культурно-исторического кругозора подрастающего поколения. Его программа включала работу 7 секций и 2 круглых столов, на которых было заслушано 506 докладов по широкому кругу проблем.

Участники заседаний обсудили проблемы сохранения и развития традиций изучения русской классической литературы в современной школе, место и роль русского языка и русской литературы, родного языка и родной литературы в образовательном пространстве Российской Федерации, вопросы преподавания русской словесности в поликультурной среде и в условиях национально-русского двуязычия, перспективы использования технологий искусственного интеллекта в изучении и преподавании русской словесности, проблемы непрерывного педагогического образования и профессионального роста учителя-словесника с учётом достижений современной педагогики и психологии цифрового образования, состояние и перспективы преподавания русской словесности за рубежом. К обсуждению были также предложены актуальные для филологического сообщества вопросы, связанные с рассмотрением языка СМИ и социальных медиа в аспекте лингвоэкологии, интеграции музеев и библиотек в образовательное пространство современной школы.

В рамках съезда были проведены две международные научно-практические конференции – «Наука о Достоевском и практика преподавания в школе и вузе: к 200-летию со дня рождения писателя» (ИМЛИ РАН) и «Изучение и преподавание русской словесности в КНР» (Пекинский педагогический университет); Педагогическая мастерская сельского учителя; Молодежная дискуссионная площадка «Учитель будущего»; совместное заседание ФУМО ВО по УГСН 45.00.00 Языкознание и литературоведение и ФУМО ВО по УГСН 44.00.00 Образование и педагогические науки; открытое заседание координационного совета Ассоциации учителей литературы и русского языка (АССУЛ); заседание Президиума Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ); праздничное мероприятие, посвященное 80-летию филологического факультета Московского университета; международная литературная игра, конкурсы для школьников и студентов, посвященные юбилеям Ф.М. Достоевского и Н.А. Некрасова, виртуальный тур по литературным музеям.

По результатам работы секций и круглых столов и встреч участниками Международного съезда учителей и преподавателей русской словесности были сформулированы следующие предложения.

Секция 1. Классическая литература и современность. «Я лиру посвятил народу своему…»: к 200-летию Н.А. Некрасова

 Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха» 

  • создавать коллаборации представителей вуза и школы, направленные на внедрение результатов научных исследований в практический опыт преподавания литературы;
  • уделять большее внимание вопросам взаимосвязи образовательных и воспитательных аспектов в преподавании литературы;
  • активизировать использование ресурсов музеев и библиотек для повышения интереса к чтению и развития культурно-образовательной среды регионов;
  • публиковать наиболее интересные педагогические практики на странице Съезда учителей и преподавателей русской словесности.

Секция 2. Русский язык и русская литература, родной язык и родная литература в образовательном пространстве Российской Федерации

Казанский (Приволжский) федеральный университет

Башкирский государственный университет

  • обобщить накопленный в Российской Федерации опыт формирования универсальных учебных действий как основы гармоничного развития личности;
  • рассмотреть возможность разработки учебников и учебных пособий по русскому языку и культуре речи для школьников и студентов, обучающихся в билингвальной и полилингвальной среде, в том числе цифровых и мультимедиа-ресурсов;
  • в учебниках родного языка для старших классов дополнительно ввести задания на формирование навыков работы со словом, усилить словарную работу в аспекте подготовки к сдаче ЕГЭ по русскому языку, а в преподавании русского языка в школе и вузе усилить внимание к использованию и изучению материалов ономастики, регионального лингвокраеведения;
  • отметить необходимость формирования читательской грамотности в образовательном пространстве Российской Федерации на основе интеграционных стратегий классической и современной, русской и родной литератур;
  • констатировать, что родная литература в школьном образовании является важнейшим предметом, выразителем нравственной и гражданской позиции, хранилищем важных культурных ценностей, смыслов, духовно-нравственных представлений и основой создания эстетического вкуса, художественного мышления, творческих и интеллектуальных способностей учащихся, эмоционально-целостной картины мира, национального самосознания и самоидентификации, а также общероссийского гражданского сознания;
  • отметить плодотворность съездов учителей и преподавателей вузов России, их необходимость для улучшения преподавания русского языка и литературы в школах, колледжах и вузах и повышении квалификации педагогов-словесников.

Секция 3. Преподавание русского языка и литературы в поликультурной среде

Дагестанский государственный университет

Чеченский государственный педагогический университет

Северо-Кавказский федеральный университет

  • актуализировать межкультурную и консолидирующую значимость русского языка в условиях полиязычного и поликультурного российского образовательного пространства;
  • признать эффективность и целесообразность реализации идей полилингвального образования в единстве с идеями поликультурного образования при соблюдении значимости, равноправности и взаимности данных концептов в единой полилингвальной модели поликультурного образования;
  • рекомендовать научно-методическому сообществу разработку и внедрение данной модели в собственное образовательное пространство, с акцентом на региональное языковое и культурное своеобразие;
  • определить векторы реализации форм обучения в условиях полиязычного Дагестана, где русскоязычная коммуникативная компетенция является системообразующей и стержневой для всех компетентностных ресурсов обучающегося, выступая в качестве цели и одновременно средства эффективного развития личности в образовательном процессе;
  • признать необходимость повышения ответственности авторов школьных учебников по русскому языку и рецензентов за качество и лингвистическую корректность содержания. Усилить меры по устранению методических недочетов и фактических ошибок в интерпретации теоретического и практического материала учебников;
  • исходя из факта признания падения уровня читательской и речевой культуры и необходимости формирования активного сбалансированного двуязычия:
  • предусмотреть расширение в образовательных программах высшего и дополнительного образования спектра дисциплин, направленных на формирование компетенций в области академической риторики, практической стилистики, литературы и организации просветительской деятельности;
  • объединить усилия педагогического сообщества для развития культуры устной и письменной речи на русском языке в формате создания единой нормативной речевой среды в образовательной организации;
  • признавая особое место учителя-словесника в формировании ценностного мира ребенка, передаче культурного кода из поколения в поколение, а также учитывая, что филологическое образование является важным фактором становления и развития личности гражданина многонационального российского государства:
  • предусмотреть системный подход при формировании образовательных программ подготовки педагогических кадров за счет включения практико-ориентированных дисциплин (модулей), направленных на изучение современных технологий обучения русскому языку и литературе;
  • разработать систему мероприятий, направленных на выявление, отбор и сопровождение педагогически одаренной молодежи, включая реализацию программ предпрофессионального развития и профессионального самоопределения школьников, ориентированных на педагогические профессии;
  • расширить формат проведения повышения квалификации и обмена инновационным опытом учителей и преподавателей русской словесности в поликультурной среде с целью формирования предметных компетенций, необходимых для обучения русскому языку и литературе в условиях реального многоязычия и поликультурности.

Секция 4. Технологии искусственного интеллекта в изучении и преподавании русской словесности

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

НИУ «Высшая школа экономики»

Смоленский государственный университет

Сибирский федеральный университет

  • считать полезным проведение регулярных рабочих встреч и диалогов исследователей и преподавателей русской словесности, работающих над цифровой трансформацией этой области, и создание постоянно действующей площадки для обмена опытом научной и преподавательской деятельности;
  • считать необходимым одобрить и рекомендовать к распространению опыт учителей средних школ по использованию инновационных компьютерных технологий в преподавании русского языка и литературы;
  • отметить важность создания больших массивов общедоступных оцифрованных документальных источников, электронных баз данных и корпусов разного типа для изучения и преподавания русской словесности, а также важную роль современных информационных технологий в организации мероприятий, нацеленных на популяризацию русского языка среди иностранных граждан.

Секция 5. Непрерывное педагогическое образование и профессиональный рост учителя

Московский педагогический государственный университет

Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

  • продолжить развитие всех форм взаимодействия, в том числе сетевого, педагогических университетов и образовательных учреждений общего и дополнительного образования с целью разработки новых подходов и внедрения новых технологий для непрерывного обучения и профессионального роста современного учителя русского языка и литературы;
  • закрепить в учебных планах педагогических вузов дисциплину «Моделирование непрерывного профессионального роста учителя в сфере проектно-исследовательской деятельности школьников»;
  • организовать Всероссийскую научно-практическую конференцию по проблемам развития креативности учителя словесности в условиях цифровизации образования;
  • разработать систему повышения мотивации к научно-исследовательской деятельности будущего учителя-словесника в педагогическом вузе как условия непрерывного педагогического образования.

Секция 6. Педагогика и психология цифрового образования

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина

Южный федеральный университет

Психологический институт Российской академии образования

  • отметить необходимость создания развивающих цифровых программ для детей дошкольного и школьного возраста, созданных во взаимодействии с педагогами и психологами, специалистами в области специального обучения;
  • продолжить научные исследования в области цифровизации современного образования для изучения ее влияния на развитие личности обучающегося;
  • признать целесообразность использования перспективных технологий, в том числе айтрекинга, для изучения внимания детей при чтении с целью создания эффективных учебных материалов в цифровой среде;
  • отметить необходимость обучения школьников умению пользоваться учебным текстом как ориентиром, средством решения задач, опорой при ответах на вопросы, усилить работу над навыками работы с учебными текстами;
  • отметить важность проведения систематических обучающих и просветительских семинаров, школ для педагогов, направленных на обучение онлайн технологиям преподавания и на обсуждение психологических особенностей современных детей;
  • обеспечить знакомство всех участников образовательного процесса с реестром безопасных и доступных образовательных медиапродуктов и цифровых сервисов.

Секция 7. Русская словесность за рубежом

Ассоциация русистов Словакии

Пекинский педагогический университет

Совместный российско-китайский университет МГУ-ППИ в г. Шэньчжэне

  • считать формат работы съезда удачным и продуктивным для непрерывного обмена мнениями и профессионального роста учителей и педагогов русской словесности;
  • развивать различные техники и приемы дистанционного обучения, а также продолжать разрабатывать методическую базу этого образовательного формата;
  • сделать регулярными совместные мероприятия учителей школ и преподавателей вузов для взаиморазвития и профессионального роста;
  • признать культуру важнейшим элементом в рамках культуроцентричной парадигмы преподавания русского языка как иностранного;
  • организовать постоянно действующий методический семинар по обмену опытом и выработке единого методического подхода при создании пособий по русской словесности для зарубежных школ.

Педагогическая мастерская сельского учителя

Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского

Тверской государственный университет

  • рекомендовать организациям высшего образования продолжить практику создания учебно-методических пособий, в том числе электронных, для учителей – словесников, работающих в малых городах и в сельских территориальных образованиях России;
  • рекомендовать организациям высшего образования обобщать опыт учителей-словесников, работающих в малых городах и сельских территориях России, по проблемам, связанным с воспитанием читателя, развитием устной и письменной речевой культуры школьников, изучением роли русского и родного языков, русской и родной литературы в школьных программах воспитания;
  • рекомендовать Саратовскому национальному исследовательскому государственному университету продолжить работу «Педагогической мастерской сельского учителя» в формате дистанционных консультаций, мастер-классов, лекций ведущих ученых-филологов/

Молодежная дискуссионная площадка «Учитель будущего»

Красноярский государственный педагогический университет имени В.П. Астафьева

Глазовский государственный педагогический институт имени В.Г. Короленко

  • ввести в учебный план направления 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) (профили «Русский язык» и «Иностранный язык (английский язык)») дисциплину по выбору «Методика преподавания русского языка как иностранного»;
  • отметить необходимость обсуждения новых форм оценивания творческих работ по русскому языку и литературе с привлечением результатов анализа методического опыта студентов старших курсов, выпускников, молодых учителей;
  • разработать перспективную программу сотрудничества с вузами-партнерами по вопросам совершенствования содержания методических дисциплин, в том числе методики преподавания русского языка как иностранного и русского языка как неродного;
  • совершенствовать формы сетевого взаимодействия вузов с базовыми школами по вопросам профориентационной работы с обучающимися и профессиональной подготовки студентов.

 

Совместное заседание Федеральных учебно-методических объединений в системе высшего образования по УГСН 45.00.00 Языкознание и литературоведение и 44.00.00 Образование и педагогические науки

  • продолжить практику совместных заседаний ФУМО «Языкознание и литературоведение» и «Образование и педагогические науки» для обсуждения актуальных проблем подготовки школьного учителя-словесника, совместив ее с проведением знаковых научно-практических конференций по вопросам развития русского языка, литературы и филологического образования;
  • разработать силами двух ФУМО обращения в адрес Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения по поводу изменения системы повышения квалификации школьных учителей с вовлечением в нее университетов и университетского педагогического сообщества;
  • признать целесообразным в рамках внедрения вузами гибких образовательных траекторий разработку интегрированных образовательных программ подготовки бакалавров по направлениям 44.03.01 – Педагогическое образование и 45.03.01 – Филология, позволяющих на базе единого для первых двух годов обучения учебного плана обеспечить студентам на последующих курсах выбор углубленного филологического или педагогического образования в том числе с возможностью смены направления подготовки (обучения по образовательной модели «2+2»).

Круглый стол 1. Язык журналистики и социальных медиа в аспекте лингвоэкологии

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Санкт-Петербургский государственный университет

Московский педагогический государственный университет

Северо-Кавказский федеральный университет

  • рекомендовать проведение в 2022 г. Всероссийского форума по проблемам медиаобразования при организационном участии МГУ имени М.В. Ломоносова, Общества русской словесности, Российской академии образования, приурочив его ко Дню славянской письменности;
  • усилить сотрудничество преподавателей и учителей словесности разных регионов России, прежде всего полиэтнических, ближнего и дальнего Зарубежья, для обмена опытом преподавания русского языка и литературы, для сохранения русской речи – важнейшей составляющей культуры нашего народа;
  • уделять больше внимания филологической подготовке и переподготовке журналистов и других профессионалов медиасферы, рекомендовать редакциям СМИ приглашать экспертов-лингвистов для анализа речевой практики журналистов и повышения ее качества;
  • рекомендовать учителям шире использовать возможности просветительских и культуроформирующих медийных проектов для преподавания словесности;
  • поддержать проекты создания медиаклассов, с целью развития речевой культуры субъектов медиакоммуникации;
  • активизировать научно-исследовательскую работу по лингвоэкологии с привлечением студентов бакалавриата и магистратуры факультетов.

Круглый стол 2. Музеи и библиотеки в образовательном пространстве современной школы

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля

Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник Н.А. Некрасова «Карабиха»

  • развивать взаимодействие государственных и школьных музеев;
  • разрабатывать совместные проекты структур образования и культуры на разных уровнях: федеральном, региональном, муниципальном;
  • создавать межшкольные проекты (выставки, исследования, конкурсы) в округе, районе с целью популяризации школьных музеев и получения опыта работы с массовым посетителем;
  • признать необходимым внесение совместных межмузейных проектов (государственные музеи, школьные музеи, библиотеки) в рейтинговые списки для школ;
  • рекомендовать литературным музеям размещать на сайтах информацию о писателях, которым эти музеи посвящены (биография, изображения, рекомендуемая литература и т.д.) и другие материалы, которые учителя и учащиеся могли бы использовать в своей деятельности;
  • рекомендовать на межведомственном уровне принять программы стажировок студентов педагогических вузов, сотрудников библиотек и школьных музеев в государственных музеях и библиотеках.

Открытое заседание Ассоциации учителей литературы и русского языка

  • рекомендовать региональным институтам развития образования обратить внимание на разработку и реализацию программ дополнительного профессионального образования по проблемам аксиологического прочтения произведений русской классики в рамках урочной и внеурочной деятельности в школе;
  • изучить накопленный опыт использования цифровых и медиа-технологий в практике изучения и продвижения русского языка и русской классической литературы в системе общего образования;
  • обратить внимание СМИ на необходимость систематического внимания к публикации материалов, связанных с популяризацией русского языка и русской классической литературы в России и за ее пределами;
  • усилить информационную и финансовую поддержку со стороны федеральных и региональных властей общественных организаций, занимающихся популяризацией и продвижением русского языка, русской литературы и чтения.

Заседание президиума Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы (МАПРЯЛ)

  • высоко оценить результаты проведения Международного съезда учителей и преподавателей русской словесности, организованного МГУ имени М.В. Ломоносова в рамках III Съезда Общества русской словесности;
  • принять к сведению информацию о прошедших во втором полугодии 2021 года мероприятиях под эгидой МАПРЯЛ;
  • Секретариату МАПРЯЛ в ноябре 2021 г. – январе 2022 г. организовать анкетирование среди членов РОПРЯЛ и МАПРЯЛ с целью выявления наиболее успешных проектов по разработке и изданию учебников и учебно-методических комплексов по русскому языку как иностранному;
  • Секретариату МАПРЯЛ организовать мониторинг мероприятий, посвященных юбилею Ф.М. Достоевского, с целью обобщения опыта, выявления лучших практик гуманитарной деятельности в форме юбилейных торжеств;
  • членам президиума МАПРЯЛ до 16 декабря 2021 г. направить  в адрес секретариата информацию о мероприятиях, которые планируется провести в 2022 году под эгидой МАПРЯЛ;
  • Секретариату МАПРЯЛ приступить к подготовке форума, посвященного философской мысли и литературному наследию Л.Н. Толстого (Белград, Сербия, вторая декада мая 2022 г.); подготовить и опубликовать на сайте МАПРЯЛ анонс мероприятия не позднее 15 декабря 2021 г.;
  • Секретариату МАПРЯЛ сформировать программный комитет конгресса из числа членов президиума МАПРЯЛ; членам президиума – обеспечить возможность консультаций с представителями академических структур России и других стран мира при разработке научных направлений конгресса;
  • членам президиума до 31.12.2021 г. направить в адрес секретариата МАПРЯЛ информацию о научных направлениях и/или круглых столах, которые готовы курировать, в том числе выступать модераторами данных секций и круглых столов в ходе проведения конгресса, а также предложения по формулировкам научных направлений и их расшифровке в соответствии со своими научными интересами;
  • Секретариату МАПРЯЛ подготовить и разослать членам президиума для согласования и дальнейшего обсуждения на следующем заседании президиума список программного комитета и обобщенную информацию по тематике научных направлений и круглых столов не позднее 31 января 2022 года; при необходимости организовать онлайн встречу для обсуждения данного вопроса в первой декаде февраля 2022 года.